Уличный Университет


Previous Entry Share Next Entry
(письменный) отчет о парижском съезде
tr_lit wrote in newstreetuniver

11-13 фераля февраля в Париже прошел съезд протестных университетских движений всего мира.  Целью съезда-конференции была выработка совметной программы борьбы против коммерциализации и бюрократизации образования на основе критического анализа университетских реформ в разных странах. Инициаторами съезда-конференции выступили международная сеть Edu Factory и Международное студенческое движение (International Students Movement).


Плакаты на факультетском информационном стенде в Университете Париж-8 (Сен-Дени): "Разоружим полицию! (новая антикапиталистическая партия)"; "Прекратим строгую экономию (на бюджетных учреждениях). новая антикапиталистическая партия"; Анонс Генеральной студенческой ассамблеи в четверг, 30-го (это такой орган, который, например, принимает решение об оккупации университета, которое (решение) имеет силу для администрации и всего стафа (охранников, например) университета) и так далее.

Первый день съезда предварял конференционную часть, дебаты и круглые столы и был посвящен практическим вопросам формирования международного движения.  Около четырёх сотен студентов и преподавателей из стран Европы и США, Азии и Южной Америки, ближнего Востока и Африки собрались в огромной аудитории Высшей школы социальных наук, чтобы обменятся мнниями о главных задачах движения и способах формирования действенной сетевой организации. Микрофон переходил из рук в руки, каждый выступал по 10 минут и за пять с лишним часов успели высказать свои соображения почти все. Несмотря на серьезные различия в университетских реформах и проблемах, стоящих перед студентами и преподавателями в разных странах, практически сразу стало ясно, как много общего у всех участников съезда: увеличение платы за обучение и урезание бюджетных мест, ухудашающиеся условия труда и бесправие преподавателей и аспирантов, лишенных трудовых гарантий, превращение университетов в корпорации, конкурирующие на “рынке образовательных услуг” и установление жестких административных границ, огораживающих кафедры, факультеты и университеты друг от друга и от внешнего мира – вот то, что объединяет сегодня многие университеты в разных странах. Мы – студенты и преподаватели разных стран, которые не желают мириться с этой ситуацией и разделяют взгляд на образование и научное знание как на общественное благо, которое не может быть товаром на рынке – тоже должны объединиться. В чем может состоять действенность международной платформы? Как она должна формироваться? Прозвучало несколько ответов на этот вопрос. Во-первых, мы должны регулярно обмениваться знанием об университетах в наших странах, чтобы формировать общую перспективу, и опытом борьбы, чтобы не допустить возможных ошибок. С этой целью необходимо создать эффективный сетевой ресурс, позволяющий университетским активистам со всего мира поддерживать связь друг с другом и постепенно создавать и регулярно обновлять «интерактивную карту» университетских движений во всём мире.  Во-вторых, мы должны устраивать акции солидарности: студенты и преподаватели, борющиеся в Росии за свои права, будут видеть что они не одни, когда синхронно с их выступлениями будут проходить акции поддержки в разных городах мира. В-третьих, мы должны использовать все ресурсы для давления на тех, кто проводит в университетах антисоциальные реформы – на администрации вузов и министерских чиновников. “Солидарность” министерств и университетских бюрократий основана на возможности осуществлять в университете политику, противоположную интересам преподавателей и студентов. Также и наша солидарность должна быть основана не только на общности взглядов и идей, но и на реальной возможности политического воздействия.


Соседний стенд: "Постороим вместе. новая антикапиталистическая партия"; "Нет расизму государства!"

Главным для российских участников съезда стал совместный workshop со студентами и преподавателями Восточной Европы во второй день съезда. Мы решили не проводить отдельных круглых столов, а организовать общую дискуссию с коллегами из Польши, Украины, Литвы, а также Греции. В ходе дискуссии стало очевидным сходство наших контекстов: постсоветская политическая апатия и пассивность, агрессивная политика приватизации культурных институций, эксплуатация младших преподавателей и аспирантов администрациями вузов. Впрочем, есть и различия. Несмотря на то, что почти все страны постсоветского региона, она, до сих пор имеющие бесплатное образование как конституционную норму (Россия, Польша и Греция), могут служить точкой апелляции в борьбе за понижение платы за образование для других европейских университетских движений, сами восточно-европейские университетские движения сталкиваются с трудностью использования всякой риторики общего как вследствие недоверия к политике Советского Союза. Таким образом, можно сказать, что начиная с 90-х годов мы не только продолжаем лишаться социальных достижений, установленных в восточном блоке, но и лишены самого языка, на котором могли бы быть сформулированы идеи мобилизации и защиты собственных прав. Впрочем, есть и различия. Например, в Польше процесс приватизации до последнего момента происходил в сфере предприятий, и только сейчас коммерциализация достигла университетов – сфера культуры оставалась последним бастионом социального государства. Вообще, главное отличие России от европейских стран состоит в том, что если в последних новые законы дают возможность постепенно превращать университеты в корпорации, то у нас де факто приватизация высшего образования началась уже в 1990-х годах, но в скрытом виде: деканаты и ректораты за счет коррупции и монопольной власти над преподавателями и студентами начали превращать вузы в свои “частные предприятия” еще 20 лет назад. А новые законы, такие как Ф283, скорее легализуют уже сложившуюся практику. В самое ближайшее время мы планируем открыть совместный блог с коллегами из Польши и Украины, в котором будем описывать тенденции в университетах наших стран, вести диалог, планировать совместные акции.


Граффити во дворе университета Сен-Дени

Важным событием второго дня стала работа секции «Автономное образование, само-образование, свободные университеты: новые практики альтернативного образования», где одним из выступлений был доклад об Уличном Университете. В ходе дискуссии выяснилось, что подобные само-организованные структуры существуют во многих европейских городах и многие из них связаны с университетскими движениями, борющимися против коммерциализации обучения и формализации университетской жизни. Однако если большинство европейских свободных университетов возникало после или даже во время оккупаций, т.е. захвата университетов – как вариант продолжения учебного процесса на альтернативных либертарных принципах, то российский опыт Уличного Университета, напротив, стал следствием своего рода исхода из университета (не только фактически блокированного властными органами в 2008 году Европейского Университета в Санкт-Петербурге, но и других вузов, работавших, но не удовлетворявших студентов режимом обучения или качеством того знания, которое в них производилось), исходом из коррумпированного пространства – на улицу, где организация лекций и правила дискуссии могли быть переизобретены без каких-либо ограничений, всегда диктуемой традицией в официальных институтах. В результате дискуссии также была поставлена задача картографировать все инициатива альтернативного образования в Европе.

Стоит отметить и workshop по новым технологиям, медиа и интернет-коммуникациям, целью которого стала выработка общей сетевой стратегии и, в долгосрочной перспективе, создание единого сетевого ресурса, позволяющего локальным университетским движениям участвовать в жизни транснациональной протестной сети. В ходе воркшопа студенты из Англии, России, Испании, Италии, США, Португалии и др. стран проанализировали существующие сетевые ресурсы и их возможную эффективность для протестных университетских движений. На ближайшее время было решено исползовать наиболее адаптированный и безопасный ресурс riseup.net который работает на движке crabgrass, созданном активистами и для активистов. Всем желающим было предложено зарегистрироваться на сайте и вступить в группу https://we.riseup.net/klf, чтобы участвовать в обсуждениях о предстоящих акциях и вместе разрабатывать концепцию собственного внепартийного, внепрофсоюзного сайта, который смог бы объединить инициативы со всего мира, не подчиняя их при этом единой «линии».  В идеале на сайте будет существовать раздел, в котором будут картографированы альтернативно-образовательные инициативы во всём мире. С помощью интерактивной карты любой коллектив, занимающийся практиками автономного образования, сможет вывешивать анонсы о своих мероприятиях, видео, фото и аудиозаписи с прошедших событий. Также на сайте планируется раздел, посвящённый международной университетской борьбе. С помощью того же принципа интерактивной карты протестные группы со всего мира смогут сообщать о своих акциях и призывать к акциям солидарности товарищей из других стран. Фото, видео и другие виды документации акций также планируется размещать с помощью этой карты. Главным принципом такого сайта является его «ризоматическая» структура: то есть, каждая группа имеет свой локальный автономный сайт, обновления на котором автоматически помещаются на страницу сетевого портала. Этот сайт не должен представлять какую-либо организацию-лидера, но служить лишь средством для координации действий локальных протестных инициатив со всего мира.

На данный момент прототипом такого сайта является сайт International Students Movement : http://emancipating-education-for-all.org/ Уже сейчас любой протестный университетский коллектив может добавить свои акции в календарь единых действий в рамках Весны Сопротивления: http://emancipating-education-for-all.org/SoR_2011 Информация обо всех этих ресурсах скоро появится на блоге УУ. Следите за обновлениями.

Видео-отчет 

  • 1
Сайты создавать - великое дело.

Сайты - большое и нужное дело.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account