?

Log in

No account? Create an account

Уличный Университет


Previous Entry Share Next Entry
Поэзия на улицах. 40 лет спустя (Арсеньев, Никифоров, Осминкин + ФНБ)
tr_lit wrote in newstreetuniver

Занятие поэтической студии Уличного Университета, прошедшее во время работы "Еды вместо бомб" на Владимирской площади 27 июня 2010 года.

Современные поэты читают стихи 60-х годов, а также собственные тексты, осмысляющие ту эпоху:
Арсеньев (+Ян Сатуновский)
Никифоров (Паунд)
Осминкин (+Вс. Некрасов)


  • 1
Парень в очках читает охуенно, первую тему особенно. нет ли отдельного ролика с ним????

Стихи на фоне очереди бездомных за едой....

это не так
бездомные не были фоном/они перемешались с другими людьми/к тому же было много случайных зевак и анархисты слушали тоже/

Стихи ДЛЯ очереди бездомных людей

Читающие стихи как-то взаимодействовали с очередью? По крайней мере, первое стихотворение, да и второе тоже, поэт читает повернувшись спиной к очереди.
Не очень похоже что читает он для нее.

Как поэт может еще взаимодействовать с кем-либо, когда читает - приплясывать или простирать руки к аудитории? А народ был со всех сторон, и если бы снималось с противоположной стороны, то тоже оказалось бы, что чтения на фоне обездоленных происходят (посмотрите - ближе к концу - есть панорамная съемка). Однако для того, чтобы подобный смущающий вас контраст как минимум тематизировать мероприятие и устраивалось. Ведь обычно они, литературные, устраиваются в слишком удобной удаленности от этих самых обездоленных.

Меня смущает скорее не контраст, а роль людей пришедших за едой в этом ролике. Мне кажется, что временами, люди становятся безликим фоном, на котором фигура поэта становится заметней.
Меня смущает, невольно возникшая аналогия, с религиозными организациями, которые раздавая еду, проводят проповеди. И человек пришедший получить еду вынужден слушать проповедь, внося своеобразную "плату" за пищу. А еда в таком случае выступает своеобразным инструментом власти. Инструментом дающим возможность кормящим проводить "воспитательную" работу.

С большим уважением отношусь к FNB, к их идеям. Мероприятие считаю очень важным и значимым!

А размышления по поводу фона, это скорее рефлексия в том числе и по поводу собственной практики взаимодействия с людьми страдающими от социального исключения. Очень легко пересечь ту тонкую грань за которой помощь становится инструментом воздействия.

1. чтения заранее были согласованы с FNB и делались в том числе (и даже в большей мере) для самих активистов движения.
2. никто никого не вынуждал слушать стихи - получивший еду мог свободно тут же уйти восвояси, что многие и делали.
3. опыт чтений на площади у достоевского замышлялся так же как экперимент по размытию специальности "возвышенного пиита" - то беж декламировать мог каждый вызвавшийся - это одна из главных целей.
4. чтения несли в себе и несколько побочных целей. как то: ситуационное переприсвоение пространства (публичного, городского, но утратившего все свои возможные функции за утилитарностью безликих перемещений). а также спонтанное вовлечение прохожих и др.любопытствующих в действие, где поэзия лишь залог начала коммуникации между совершенно разными социальными стратами.

насколько удачен этот опыт предстоит понять при регулярном его производстве.

Ваши цели мне очень симпатичны. И действия ради их достижения считаю необходимыми.

Но есть обобенности опыта которые, как мне кажется идут вразрез с целями и воспроизводят практики эксплуатации и стратификации:
1 ..."а также спонтанное вовлечение прохожих и др.любопытствующих в действие, где поэзия лишь залог начала коммуникации между совершенно разными социальными стратами."

Часть людей не спонтанно принимали участие, а вынуждены были слушать стихи стоя в очереди и влекомые голодом.

2. Поэзия в данном ролике так и остается элитарным искуством, т. к. читают стихи исключительно "отобранные" поэты и читают они "отобранные" стихотворения.
А любобытствующие и бездомные лишены голоса... в их тарелки, бороды и лица без разрешения пялится камера. И от этого их исключенность становится только заметней.

Много лет работая с людьми страдающими от социального исключения я могу сказать, что очень сложно избежать подобных практик, ими "прошита" вся наша культура и в том числе культура помощи.

Но есть способы позволяющие уменьшить или исключить влияние этих практик. Один из них - вовлечение этих людей в акции, разделение с ними ответственности.
Важно также предоставить им голос и создать условия в которых и их голос будет услышан.
И тогда поэзия станет залогом "начала коммуникации между совершенно разными социальными стратами."

Вот тут один из таких примеров, поэты и бездомные - в разных городах, вместе.

http://www.youtube.com/watch?v=_FWqK82msRw


Ну по форме разночтений много на самом деле и нужно работать.

"Часть людей не спонтанно принимали участие, а вынуждены были слушать стихи стоя в очереди и влекомые голодом." - чтения планировались у памятника Достоевскому немного поодаль от места раздачи еды, но по общему решению мы их передвинули наиучасток с наибольшим траффиком намеренно желая произвести символическое нарушение гражданского кодекса и к тому же чтобы активисты ФНБ могли слышать чтения, потому что из-за ветра уже ч-з 3 метра слова разлетались. такая претензия характерно либеральна: можно еще упрекнуть в том, что люди которым в этот момент надо было пройти ч-з площадь вынуждены были обходить, что верующим было не удобно возвращаться после службы во Владимирской церкви и т.п.

" Поэзия в данном ролике так и остается элитарным искуством, т. к. читают стихи исключительно "отобранные" поэты и читают они "отобранные" стихотворения.
А любобытствующие и бездомные лишены голоса... в их тарелки, бороды и лица без разрешения пялится камера. И от этого их исключенность становится только заметней."

Здесь сложнее. Действительно размыть специальность "высокого творца слова" сразу трудно, но на самом деле в ролик не попали наши аппеляции к людям с предложением выступить и многие реплики людей как реакция на чтения, так и вопросы о том что происходит и кто мы такие - а это я и называю началом коммуникации.

В том то и дело что чтения стихов на площади (безотносительно работы ФНБ) это не культура помощи или теория малых дел, но несколько даже "символически насильственная" акция по перекраиванию устоявшихся культурных иерархий, которые жестко структурированы и поименованы, а чтения на площади смещают их и несколько дезавуируют их "особость" и как бы независимость от социально-общественных практик.

и по поводу камера пялится в тарелки - это самый сложный момент, но поймите, она не только в тарелки пялится - она беззастенчиво регистрирует все потоки визуального проходящие через ее не знающий стыда и совести объектив - это вообще давнишняя проблема.
вот Беньямин в Автор как производитель о фотографии писал: "А теперь продолжайте следить за путем развития фотографии. Что вы видите? Она становится все более оттеночной, все более модернизированной, а в результате невозможно сфотографировать никакой густонаселенный дом «казарменного» типа, никакую свалку без того, чтобы их восславить. Она не в состоянии, показав плотину или кабельную фабрику, выразить что-либо иное, нежели утверждение «мир прекрасен». «Мир прекрасен» – так называется знаменитая книга фотографий Ренгер-Патцча , в которой мы видим фотографию «новой вещественности» на ее высоте. Фотографии здесь удалось сделать предметом наслаждения даже нищету, показав ее модным образом и в стиле перфекционизма. "

так вот отличие от этой "эстетизации нищеты" я вижу все-таки в живом общении и неразличенности поэта и публики, творца и твари в пределе такого опыта - просто документация всегда грешит техническим отстранеием и ей не передать реальный телесный опыт простых людей.

Хорошая у нас получается дискуссия. Спасибо вам!))

По первому пункту все-таки хочется возразить. Люди пришедшие покушать сильно отличаются от прохожих и верующих. Их придти туда заставляет голод.
Еда очень легко может стать инструментом усиливающим стратификацию. Она может разделить людей на голодных и кормящих, на помогающих и нуждающихся. Граница между сообществами становится жеще, заметнее и непроницаемее.
Очень тяжело, но важно сохранять отношения сотрудничества и соучастия. Но я похоже повторяюсь))
Еще раз спасибо за дискуссию и это событие. Такие мероприятия воодушевляют!

Ну тогда и ФНБ грешна в усилении стратификации..

Первые минуты видео очередь выступает фоном. Потом только фокус смещается.

  • 1